пятница, 23 марта 2012 г.

Человек всё же летает как птица

Банальный джойстик от приставки и акселерометр из разобранного «гуглофона» послужили голландскому инженеру Ярно Сметсу средствами управления для его киберкрыльев. Наброски Леонардо да Винчи и искусственные мышцы по типу робопротезов довершили остальное, наконец-то позволив человеку полететь по-птичьи.





За машущий прототип был взят альбатрос, самая тяжёлая из существующих летающих птиц. Первый полноценный полёт состоялся 18 марта 2012 года в некоем гаагском парке. Дата, бесспорно, историческая.

Путешествие по воздуху, длившееся всего 60 секунд, — первое в своём роде. Все попытки изобретателей древности и средневековья построить крылья, обеспечивающие человеку самостоятельный полёт, а не планирование, неизменно заканчивались неудачей. Как стало ясно в XX веке, наша энерговооружённость недостаточна для такого подвига.

Крылья выполнены из обычной ткани, используемой в парапланах. (Здесь и ниже изображения Ярно Сметса.)
Крылья выполнены из обычной ткани, используемой в парапланах. (Здесь и ниже изображения Ярно Сметса.)


Чтобы решить эту проблему, 31-летний нидерландский изобретатель Ярно Сметс потратил восемь месяцев на создание не просто крыльев, а киберкрыльев. По его расчётам, для полёта при собственном весе в 80 кг и весе киберкрыльев в 20 кг необходимы 2 кВт номинальной мощности (почти 3 л. с.), из которых его руки могли выдать не больше 5% (человек способен развить до 13 л. с., но лишь на весьма короткое время и только лучшие образцы). Оттого он сразу исключил их из рассмотрения, полагая что рукам дóлжно скорее направлять (через джойстик), чем махать. Всё остальное было отдано на откуп моторам, в основе которых — обычные серийные механизмы, добытые из... робопротезов.

«Я всегда мечтал об этом!» — восклицает пионер машущего кибервоздухоплавания. И это правда: ещё отец Ярно пытался сделать аппарат, приводимый в движение мускульной силой. К счастью, сам г-н Сметс пошёл другим путём, прекрасно понимая, что силы не только человеческих, но и мышц вообще для такого полёта недостаточно. Даже самые массивные из когда-либо существовавших летающих птиц — охотившиеся на моа и уносившие, согласно легендам маори, человеческих детей — весили не больше 15 кг. С человеческой массой летать так можно либо в плотной атмосфере, либо при гравитации в 0,3g и менее (как на Титане).

Поэтому Ярно обратился к помощи Берта Оттена, специалиста в нейромеханике, вместе с которым продумал размещение в своих крыльях двигателей общей мощностью в 2 кВт. По форме киберкрылья были вдохновлены, по признанию изобретателя, эскизами человека с механическими крыльями, приписываемыми Леонардо.

Даже в таких условиях можно совершить технический прорыв, создав летательный аппарат с мощностью бюджетного пылесоса.
Даже в таких условиях можно совершить технический прорыв, создав летательный аппарат с мощностью бюджетного пылесоса.

 
 
Они выполнены из ткани на жёстком каркасе; каждое весит всего килограмм, несмотря на довольно большую несущую поверхность. На их изготовление пошла ткань с дельтаплана Slingshot Fuel площадью около 17 м². Верхняя часть крыла выполнена со значительным изгибом, поэтому профиль выглядит «толстым». Как отмечает изобретатель, это был единственный способ обеспечить приемлемую подъёмную силу. Более того, во время полёта ему пришлось привязать дополнительный кусок ткани между ног, на манер «хвостового крыла».

Но, несмотря на все неудобства, после окончания минутного полёта (аккумуляторы!) он с полным правом сказал: «Волшебный момент. Лучшее чувство, которое я когда-либо испытывал в жизни».
О предыдущей, увы, не столь удачной попытке героя заметки взлететь птицей можно почитать здесь.

Подготовлено по материалам Wired и Human Birdwings.

По материалах - compulenta.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий